E-mail: kmd1@mail.ru
Моб.тел.-WhatsApp: +7 (902) 656-79-35
При разработке рабочих деталировочных чертежей стальных конструкций (чертежей КМД) конструкторы решают значительное количество вопросов, которые могут быть объединены в три группы: 1) обеспечение технологичности конструкций; 2) обеспечение их надежности и долговечности; 3) оформление чертежей КМД. Основы решения этих вопросов закладываются в проектных организациях на стадии выполнения чертежей КМ.
Непосредственному выполнению чертежей КМД на заводе предшествует подготовительная работа: знакомство с чертежами КМ и подготовка документов, необходимых для заключения с заказчиком договора - ведомости конструкций, подлежащих изготовлению, и дополнительных технических требований .
В процессе просмотра чертежей КМ устанавливают основные положения технологии изготовления конструкций: членение на отправочные элементы, порядок и методы изготовления деталей, сборки и сварки, способы образования монтажных отверстий, объемы общих и контрольных сборок, назначение материалов для защиты конструкций от коррозии и методов контроля качества изготовления.
Основные положения технологии изготовления устанавливают, руководствуясь СНиП Ш-18-75 «Правила производства и приемки работ. Металлические конструкции», а также «Инструкцией по членению стальных конструкций на отправочные элементы и их комплектности» Минмонтажспецстроя СССР с некоторой корректировкой, вытекающей из реальных условий завода-изготовителя.
Дополнительные технические требования (ДТТ) согласовываются заказчиком (организацией, монтирующей конструкции) и заводом. В ДТТ указывают основные положения технологии изготовления конструкций, существенные для заказчика (членение на отправочные марки, способ установки колонн здания на фундаменты, тип монтажных соединений и т. п.), а также тип и места установки стяжных приспособлений, скоб для подмостей, деталей для крепления монтажных кранов и т. п.
После завершения подготовительных работ может быть начато выполнение рабочих деталировочных чертежей, т. е. в первую очередь должны быть решены вопросы технологичности, после чего переходят к конструированию элементов
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ СТАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Технологичной конструкцией следует считать такую, материал и форма которой позволяют применять в ходе ее изготовления, транспортирования и монтажа наиболее производительные способы и приемы. Следовательно, технологичная конструкция требует наименьших затрат труда и средств. В процессе работы над технологичностью конструкции приходится решать как технические, так и экономические вопросы. Заводы металлоконструкций имеют отличия в организации производства, разные размеры цехов, крановое и технологическое оборудование. В равной степени это относится к монтажным организациям. Таким образом, технологичность должна рассматриваться с позиций конкретного завода и конкретной монтажной организации.
Основную массу строительных конструкций с заводов металлоконструкций до строительных площадок перевозят по железной дороге. Правила перевозки конструкций по железной дороге регламентированы. Для перевозки конструкций используют четырехосные платформы или четырехосные полувагоны грузоподъемностью 60 т. Имеет место применение шестиосных платформ и полувагонов грузоподъемностью 90 т, а также четырехосных платформ грузоподъемностью 60 т, длиной (по осям автосцеп) 20,4 м. В особых случаях конструкции с большими габаритными размерами и массой можно перевозить на трайлерах, имеющих грузоподъемность более 100 т.Для удобства перевозки желательно, чтобы конструкция не выходила за пределы бортов платформы или полувагона. Правилами перевозки грузов по железной дороге разрешается погрузка длинномерных конструкций на одну мерную загрузку платформ. Технические условия предусматривают как общую предельную загрузку платформ, так и предельную загрузку отдельных тележек и колесных пар. Смещение центра конструкций с продольной оси платформы не должно превышать 100 мм. Смещение с поперечной оси зависит от массы конструкций, погруженных на платформу, вида подвижного состава (платформы или полувагоны) и его типа (числа осей). Возможности монтажных организаций - грузоподъемность кранов, размеры площадок для укрупнительной сборки, схемы сборочных и фиксирующих приспособлений в монтажных стыках конструкций, а также виды скоб и упоров для подмостей и кранов - оговаривают в дополнительных технических требованиях, составляемых при согласовании основных положений договора между заказчиком (монтажной организацией) и изготовителем конструкций (заводом).
РАБОТА КОНСТРУКТОРА НАД ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬЮ КОНСТРУКЦИЙ
Изучив технологические возможности завода, условия транспортирования конструкций по железной дороге и дополнительные технические требования .монтажных организаций, конструктор приступает к работе над технологичностью конструкций. В первую очередь решается вопрос о членении конструкций на отправочные марки. Для широкораспространенных конструкций зданий и сооружений этот вопрос решается на основе указаний ВСН 141-80 «Инструкция по поставке стальных конструкций заводами металлоконструкций». Для остальных конструкций проводится технико-экономический анализ возможных вариантов. Для сокращения сроков возведения сооружения и снижения стоимости .монтажных работ отправочные марки конструкций желательно изготовлять на заводе с максимально возможной степенью готовности и укрупнения. Максимальные габариты и масса конструкций определяются размерами цехов и грузоподъемностью кранов. Технологические возможности заводов позволяют в редких случаях изготовлять отправочные марки длиной до 33 м и массой до 100 т. При этом заключительные операции изготовления, покраска и погрузка конструкций на железнодорожные платформы должны выполняться в цехе контрольной и общей сборки. Для окончательного решения вопроса о размерах отправочных марок необходимо проверить габариты перевозимых конструкций при прохождении железнодорожного состава на кривых участках пути. При решении вопроса о разбивке конструкций на отправочные марки необходимо учитывать стоимость перевозки. Завод оплачивает повагонно определенную сумму за предоставленный ему подвижной состав в зависимости от дальности перевозок. Кроме того, взимается дополнительная плата, если масса погруженных на вагон конструкций меньше величины, соответствующей нормативному коэффициенту использования грузоподъемности (подвижного состава. Таким образом, завод заинтересован в более полном использовании грузоподъемности подвижного состава и в уменьшении числа вагонов, так как в этом случае стоимость перевозки 1 т конструкции будет ниже. Если расчетами устанавливают, что членение конструкции на отправочные марки необходимо, то конструктор должен решить, где и какого типа запроектировать монтажный стык. Монтажный стык целесообразно предусмотреть в сечении, которое имеет «меньшее число деталей и меньшую площадь. В этом случае стыковые детали будут иметь меньшую массу, и выполнение стыка потребует меньше времени. Практика показывает, что целесообразно отделять для транспортирования тяжелые компактные части конструкций от легких частей, имеющих большие размеры, так как в противном случае обычно последние повреждаются при перевозке. При решении вопроса о членении конструкции важное значение придается выбору стыков. Наиболее легкие, наименее трудоемкие и самые дешевые - сварные стыки. В цехе заготовок (или цехе автоматической сварки) сваривают стыки листов и полос, кольцевые и продольные стыки труб, а также поясные швы двутавровых стержней. Практически все стыковые швы листов и полос длиной 1 м и более целесообразно сваривать автоматической сваркой. Если необходимо сваривать стыки более узких полос, то их можно перед сваркой уложить рядом так, чтобы одна (выводная планка была общей для двух полос. Если полосы вырезают на заводе из листа, рационально сначала сварить стык листов, а затем уже распустить удлиненный лист на полосы (рис. 15, а). Эти приемы широко применяют Ha практике. Кольцевые и продольные швы труб любых диаметров можно сваривать снаружи автоматическими установками. Сварку с внутренней стороны сварочными тракторами можно производить при диаметре трубы не менее 1200 мм. Выбирая способ сварки поясных щвов двутавровых стержней, необходимо учитывать габариты сварочного оборудования. При проектировании сварных конструкций следует учитывать рассмотренные выше технологические возможности каждого вида сварки и стремиться к максимальному применению механизированных видов сварки, допуская ручную сварку в особо «тесных» местах конструкции. При выполнении болтовых соединений для размещения гаечных ключей необходимо, чтобы расстояние между осями болтов, расположенных в одной плоскости, было не менее трех диаметров болта. Понятие технологичной в изготовлении конструкции не ограничивается обязательным соответствием ее габаритов размерам цехов и особенностям транспортного и технологического оборудования завода. Технологичная конструкция отвечает требованиям .принятой на заводе организации производства и способствует уменьшению объемов основных технологических и вспомогательных операций. Для достижения этого конструктор учитывает требования, обусловленные принятой в настоящее время на заводах почертежной организации производства изготовления конструкций. На одном рабочем чертеже следует помещать только конструкции, имеющие единую или очень близкую технологию изготовления например только сварные балки или только стропильные фермы. В этом случае все детали, выполняемые по данному чертежу, имеют приблизительно один и тот же технологический маршрут. При изготовлении их используются одни и те же инструменты, оборудование и приспособления. К производству деталей и конструкций в целом будет привлечено меньшее число рабочих разных специальностей. Сократится объем технологической документации по данному чертежу, содержание чертежа станет более доходчивым для исполнителей работ, повысится производительность труда рабочих и уменьшится время на транспортные операции. С этой же целью необходимо стремиться к увеличению массы конструкций, изготовляемых по одному чертежу. Желательно по возможности унифицировать материалы, из которых изготовляются конструкции по одному чертежу, т. е. сокращать число профилей, их типоразмеров и марок стали. Однако стоимость перерасхода стали в результате унификации не должна превышать экономический эффект, получаемый от унификации. Число и размеры сварных швов не должны быть более требуемых по расчету на прочность. Увеличенные против расчетных размеры сварных швов не только повышают объемы сварочных работ, но и вызывают дополнительные сварочные напряжения и деформации. Первые могут ухудшить эксплуатационные качества конструкции, а вторые часто требуют значительных затрат труда на дополнительную правку. Некоторое исключение представляют угловые швы при сварке металла больших толщин, особенно из низколегированных сталей. В ряде случаев их толщину необходимо принимать более расчетных размеров по технологическим причинам - для обеспечения требуемых свойств основного металла в зонах термического влияния. Сокращения объема сварочных работ, удается достигнуть, если предусмотреть передачу сжимающих усилий через плотно прилегающие друг к другу торцы или плоскости. Трудоемкость работ при изготовлении деталей, а также при сборке конструкций снижается с увеличением числа одинаковых деталей и одинаковых отправочных элементов, изготовляемых одновременно по одному чертежу.
Для снижения трудоемкости отделочных операций очень важно -стандартизировать расположение монтажных отверстий, образуемых сверлением по кондукторам. Это позволит сократить число необходимых кондукторов, а также создаст условия для разработки серии типовых кондукторов, которые могут быть использованы при изготовлении конструкций по разным заказам. Для конструкций больших размеров и массы целесообразно предусматривать специальные фасонки или ребра для подъема и кантовки при изготовлении. В настоящее время конструктор располагает большим набором марок стали для основных деталей конструкций и для крепежных изделий, а также сварочных материалов - проволоку, флюсов, электродов. Выбор основных материалов производят при проектировании конструкций на стадии КМ, но и при разработке деталировочных чертежей возможна замена стали одной марки, предусмотренной проектом КМ, сталью другой марки, имеющейся на заводе в момент разработки чертежей КМД. При замене марок стали следует сопоставлять не только требуемые проектом и фактические конструкционные свойства стали: прочность, пластичность и вязкость, но и технологические свойства - обрабатываемость, свариваемость, а также стоимость.
С увеличением прочности стали возрастает трудоемкость всех технологических операций, связанных с ее обработкой: правки, резки, гибки, вальцовки, строжки, фрезерования, сверления. Усложняется процесс сварки. Диапазон допускаемых режимов сварки, во избежание нежелательных изменений структуры основного металла конструкции в зоне термического влияния, сужается. Замена стали на более прочную даже в небольшой части деталей без соответствующего пересмотра сварочных материалов и режимов сварки может привести к ухудшению эксплуатационных качеств конструкции. Стоимость прокатных, сварных и гнутых деталей с возрастанием прочности стали увеличивается. Возрастает также и стоимость сварочных материалов. Вопрос о целесообразности замены стали должен решаться комплексно, с учетом всех рассмотренных факторов. При изучении проекта КМ конструктор завода должен внимательно проанализировать требования к материалу конструктивных деталей - диафрагм, ребер жесткости, прокладок - и по возможности применить для них менее прочные стали, как более дешевые и легко обрабатываемые. Любые замены марок стали по сравнению с указанными в проекте КМ завод согласовывает с проектной организацией. В число вопросов, решаемых конструкторами и технологами завода, входит определение комплекса сварочных материалов, которые будут применены при изготовлении конструкций. При этом свойства сварных соединений, выполняемых принятыми материалами, должны быть в пределах требований, содержащихся в пояснительной записке к проекту КМ. В отдельных случаях конструктор может предусматривать применение для изготовления конструкций технологических процессов и приемов, не освоенных заводом, но могущих дать существенный эффект. Принимая такое решение, конструктор должен своевременно согласовывать его с технологической службой завода с тем, чтобы последняя имела время для подготовки производства. Таким образом, конструктор должен стремиться к упрощению формы деталей, уменьшению числа операций для их изготовления, сокращению числа деталей в отправочном элементе и отправочных марок в здании и сооружении, а также к унификации и нормализации соединений, деталей и элементов в партии конструкций, одновременно пускаемых в производство.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ По чертежам КМД производят изготовление и монтаж конструкций. В соответствии с назначением чертежей в их состав входят чертежи элементов конструкций и монтажные схемы. После окончания строительства чертежи КМД хранят в управлении капитального строительства возведенного предприятия, и они служат паспортом здания или сооружения. Заводы, изготовляющие конструкции, поставляют заказчику не только конструкции, но и необходимые для монтажа метизы - болты, гайки, шайбы и заклепки. Для того чтобы изготовить или купить эти метизы у специализированных заводов, конструкторы составляют списки монтажных метизов, также входящих в состав проекта КМД. Объединяются все чертежи проекта заглавным листом, который содержит список чертежей и краткую пояснительную записку. Работу конструктора непосредственно над составлением чертежей КМД можно разделить на две части: конструкторскую и оформительскую. В данной главе рассматриваются основные положения конструирования.
Основой для разработки рабочих чертежей КМД служит проект на стадии КМ. Конструктор обязан все его указания перенести в рабочие деталировочные чертежи. Если при разработке чертежей КМД (потребуется в связи с организационными и технологическими особенностями завода внести какие-либо изменения в проект КМ, они должны быть согласованы с головной проектной организацией. Поскольку в проекте КМ разрабатывают не все узлы конструкций, эта работа переносится в конструкторский отдел КМД. При выполнении чертежей КМД необходимо пользоваться альбомами типовых узлов, «Справочником конструктора»[1], а также указаниями. СНиП II-B.3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования», ГОСТами на сварные соединения и метизы.
Никаких указаний на чертежах о толщине стыковых швов, с какой стороны они должны быть расположены и об их протяженности не дают. В наиболее ответственных строительных конструкциях все стыковые швы заваривают с двух сторон на полную толщину свариваемых деталей и по всей протяженности стыкового соединения. Поскольку обработка кромок деталей в стыковых соединениях весьма разнообразна, что связано с толщиной свариваемых деталей и со способом сварки, на чертежах следует давать поперечные разрезы по швам с указанием характера и размеров фасок и зазоров между деталями. Если необходима особая, т. е. нестандартная форма внешней части шва, например удаление усиления шва и зачистка его в уровне плоскостей сваренных деталей, на деталях швов следует делать соответствующие указания.
КОНСТРУИРОВАНИЕ СВАРНЫХ, БОЛТОВЫХ И ЗАКЛЕПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ При разработке конструкции кольцевых и продольных швов труб, а также швов различных габаритных резервуаров следует стремиться к тому, чтобы наибольший объем сварочных работ можно было производить снаружи, в более удобных и гигиенических условиях. В ответственных замкнутых конструкциях, в которых требуется полный провар свариваемых деталей, в случаях когда сварка с внутренней стороны невозможна из-за малых габаритов конструкции, целесообразно применять сварку на остающейся стальной подкладке. Подготовка кромок для сварки в монтажных условиях может иметь несколько иной вид. Это объясняется тем, что свариваемые детали на монтаже иногда «находятся в другом пространственном положении, чем при сварке на заводе, и становится невозможной кантовка конструкций в процессе сварки. Подготовка кромок деталей под сварку на монтаже должна быть согласована с монтажной организацией. Некоторую особенность по сечению имеют швы, соединяющие верхний пояс со стенкой в подкрановых балках зданий, находящихся в особо тяжелых условиях эксплуатации. Эти швы должны иметь провар на всю толщину стенки. При толщине стенки до 14 мм включительно провар может быть обеспечен при автоматической сварке швов без образования фасок на кромке стенки. При большей толщине необходимо снимать двустороннюю фаску. При конструировании болтовых соединений конструктор завода определяет длину болтов (и резьбы), которые необходимы для составления списка монтажных метизов. Все остальные вопросы должны быть решены в проекте КМ на основании указаний СНиП II-23-81* и ГОСТов. При определении длины болта следует учитывать толщину стягиваемого пакета, толщину шайбы (или шайб), высоту гайки и свободный конец болта. В соединениях, воспринимающих ударные и вибрационные нагрузки, во избежание откручивания гайки дополнительно ставят контргайку. Свободный конец болта назначают длиной, равной от половины до целого диаметра болта. В соединениях болты работают либо на растяжение (нормальной точности и высокопрочные), либо на срез - смятие (нормальной и повышенной точности). Если болт работает на растяжение, то длины гладкой и изрезанной частей болта принимают по стандартам без дополнительных условий. После подсчета длин болтов и их числа конструктор составляет список монтажных метизов. ВОПРОСЫ ПРОЧНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЧЕРТЕЖЕЙ КМД. СООТВЕТСТВИЕ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНОЙ СХЕМЕ.
При расчете конструкций принимают определенные условия присоединения элементов друг к другу, например шарнирное или жесткое. В процессе конструирования необходимо предусматривать такие решения, которые бы в наибольшей степени соответствовали принятой расчетной схеме. Несоответствие конструктивного решения и расчетной схемы приводит к появлению дополнительных усилий и напряжений в элементах (конструкций, что в отдельных случаях может привести к разрушению. Иногда такое соответствие обеспечить очень трудно или невозможно. В этом случае конструктор должен выявить эти дополнительные усилия и учесть их при конструировании. В настоящее время многопролетные промышленные здания, как правило, проектируют с шарнирным опиранием однопролетных ферм на колонну. В этом случае должна быть предусмотрена возможность поворота опорного сечения фермы, что достигается свободным перемещением верхнего опорного узла фермы по стойке Для свободного перемещения необходимо образование овальных отверстий для болтов в горизонтальных полках опорных уголков рассматриваемого узла. В типовых фермах вертикальные полки этих уголков имеют отверстия для крепления надколонников по крайним рядам здания. В эти отверстия по средним рядам здания болты ставить нельзя, иначе создается неразрезность ферм. В случае не предусмотренной проектом неразрезности ферм опорная реакция ферм на колонну существенно возрастает, а вместе с ней возрастают усилия в сжатых опорных раскосах. В нижнем поясе могут появиться сжимающие усилия, что может вызвать потерю устойчивости крайних панелей нижнего пояса. При проектировании промежуточных узлов ферм предполагают, что линии центров тяжести стержней, примыкающих к узлу, сходятся в одной точке - центре узла. Нарушение этого условия вызывает в стержнях дополнительные напряжения. ПОВЫШЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ КОНСТРУКЦИЙ В фермах из труб торцы поясных труб закрывают опорными планками или заглушками, в стыках тщательно заваривают зазоры, а герметичность элементов решетки обеспечивают их плотным прилеганием к поясным трубам и обваркой по всему контуру примыкания. В ряде случаев на одном экземпляре светокопии рабочего чертежа, который посылают в цех покраски, указывают места и способ покрытия конструкций для защиты их от коррозии. Как известно, все части стальных конструкций, размещаемые ниже уровня пола, после монтажа бетонируют. Эти части конструкций окрашивать нельзя, поскольку в бетоне защитный слой распадается, между бетоном и конструкцией образуются зазоры, которые становятся очагом коррозии. На заводах части конструкций, подвергаемых бетонированию, покрывают цементным молоком. На чертежах дают об этом указания и приводят размеры участка покрытия. Места, где к данной конструкции на монтаже приваривают другие конструкции, покрывают одним слоем олифы, поскольку при сварке по грунту или краске швы получаются плохого качества. На чертеже необходимо указать эти участки и их размеры. В примечаниях к чертежу делают указания о способе защиты от коррозии конструкции (грунтовка, окраска масляными или перхлор- виниловыми красками, покрытие лаками и т. п.). ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ МОНТАЖЕ Требования технологичности конструкций при монтаже включают: соответствие массы и размеров элементов конструкций техническим характеристикам монтажных кранов; возможность подъема конструкций -блоками, изготовленными либо на заводе, либо на укрупнитель- ной площадке на монтаже; наличие на конструкции приспособлений для подъема, временного соединения с другими элементами, подвески монтажных подмостей и ряд других условий. Поскольку длину подкрановых балок трудно выдержать точно по проекту и, кроме того, расстояния между колоннами могут несколько отличаться от проектных в результате их смещения с осей во время монтажа, целесообразно длину балок запроектировать меньше расстояния между осями колонн на 10-12 мм, а зазор между опорными ребрами балок заполнить на монтаже прокладками. Прием позволяет заводу избежать дорогостоящих работ по обеспечению точной длины балки без ущерба для трудоемкости монтажа и работы балок под нагрузкой. Подкрановые рельсы устанавливают на балки после приварки к ним тормозных площадок. В листе настила предусматривают отверстия диаметром 120-150 мм в которые монтажник может просунуть руку с болтом и гаечным ключом для затяжки болтов прижимных планок рельсов. Для удобства постановки в проектное положение связей по колоннам желательно в стержнях связей и в фасонке на колонне делать отверстия для временных болтов. Для того чтобы облегчить установку балок на анкерные болты, заложенные в бетон или в кирпичную кладку, целесообразно применять следующий прием -отверстия в опорной плите делают на 10-12 мм больше диаметра анкерного болта. Это позволяет свободно надеть балку на анкера и установить ее в нужное положение. Для фиксирования балки в проектном положении на анкерные болты надевают (под гайки) шайбы, отверстия в которых только на 2-3 мм больше диаметра анкерного болта, и приваривают их к опорной плите балки. Если применяются соединения на сварке, то для удобства соединения конструкций на монтаже до начала сварки необходимо устанавливать на конструкции в зоне стыков детали для стяжных приспособлений. Для листовых конструкций, а также для балок и колонн широко применяют универсальные стяжные приспособления в комплекте с деталями, фиксирующими установленный зазор между кромками соединяемых элементов. В некоторых случаях в узлах, где детали соединяются внахлестку, для удобства сборки предусматривают отверстия под сборочные болты. После сварки узла болты можно удалить. Собственно стяжные приспособления (планки и пробки) заводы не поставляют. Они являются инвентарем монтажных организаций. Если монтажная сварка будет выполняться на высоте, то к стыкуемым справочным маркам на заводе приваривают скобы, за которые на монтаже зацепляют кронштейны подмостей. Конструкции большой высоты (мачты, башни) часто монтируют ползучими кранами. К таким конструкциям на заводе приваривают консоли для крепления кранов. Конструкция скоб и консолей зависит от типа монтажных приспособлений и механизмов, поэтому монтажная организация должна представлять заводу чертежи скоб и консолей и указывать места их установки. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧИХ ДЕТАЛИРОВОЧНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ. РАБОТА КОНСТРУКТОРА НАД ЧЕРТЕЖАМИ Рабочие чертежи стальных конструкций используют на заводе и на строительной площадке рабочие различных специальностей, техники, инженеры. Чертеж должен давать исчерпывающее представление о конструкции и быть доступным для быстрого изучения. Правильно выполненный чертеж обеспечивает не только верное и быстрое понимание его, но и способствует хорошему качеству выполнения работ и высокой производительности труда. Большое значение имеет правильное оформление чертежа. Под правильным оформлением понимается соблюдение комплекса рекомендаций, касающихся как графического выполнения чертежей, например толщины линий, масштабы, условные обозначения, так и технического их оформления - состав чертежа, маркировка деталей и конструкций, принципы проставления размеров, составление таблиц, спецификаций и др., а также примечаний. Правила оформления чертежей стальных конструкций регламентируются следующими документами: «Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (СН 202-76); «Временной инструкцией о составе и оформлении строительных рабочих чертежей зданий и сооружений» (СН 460-74 разд. 5, Конструкции металлические); ГОСТ 2.410-68 «Правила выполнения чертежей металлических конструкций». Деталировочные рабочие чертежи отдельных элементов конструкций, а также монтажные схемы желательно располагать на листах стандартного формата - А1. Оси здания наносят штрихпунктирными линиями и обозначают: поперечные оси - цифрами, продольные (называемые рядами) - буквами. Цифры и буквы заключают в кружки диаметром 6-9 мм. Линии чертежа не должны пересекать цифры и надписи. Все надписи выполняют нормальным шрифтом. Высоту букв следует согласовывать с назначением надписи и размером отдельных видов и проекций на чертеже. Чертежи выглядят и читаются хорошо при следующей высоте строчных букв: 4 мм - для наименований чертежей и проекций на листах формата А1; 2,5 мм - для наименований конструктивных деталей (например, рельс КР-120); 2 мм - для надписей на выносных линиях (например, вертикальные связи). Заглавные буквы следует делать в 1,5 раза выше строчных. Все размеры на рабочих чертежах и монтажных схемах следует указывать в миллиметрах (только цифрами) и писать над размерными линиями. При малом расстоянии между выносными линиями размеры можно написать несколько в стороне под или над размерной линией. В этом случае от цифры к соответствующему участку размерной линии необходимо дать дополнительную выносную линию. Размерные и выносные линии делают сплошными. В точке пересечения размерных и выносных линий разрешается делать стрелку, жирную точку или засечку. Точки ставят на средних выносных линиях, если выносные линии расположены близко друг к другу. Размер цифр - 2-3 мм. В целях упрощения изображения конструкций на чертежах применяют ряд условных обозначений. Прокатные и гнутые профили в сечении имеют сложную форму. Их контурные линии сопрягаются друг с другом с помощью криволинейных участков. На чертежах металлических конструкций ввиду малого размера изображения криволинейные участки контурных линий не вычерчивают и основные контурные линии сопрягают друг с другом непосредственно в точках пересечений. Сечения прокатных профилей, а также сечения элементов, состоящих из нескольких прокатных профилей, соединенных сваркой, болтами или заклепками, - не штрихуют. В таблицах и примечаниях сечение изображают еще более схематично. Каждый элемент сечения, например полку или стенку двутавра, изображают линией. Сечение элемента сопровождается надписью о его размерах. В сварных строительных конструкциях наиболее широко применяют стыковые и угловые швы. Швы, выполняемые на заводе, обозначают короткими черточками длиной 1-1,5 мм, наносимыми на чертеже в месте расположения сварного шва перпендикулярно к его длине. Швы, выполняемые на монтаже, обозначают крестиками. Угловые швы в соединениях в угол или в тавр могут быть как с обеих сторон, так и с одной стороны. Обычно по характеру конструкции четко видно, с какой стороны должны располагаться швы и на чертеже никаких дополнительных указаний о расположении швов не дают. Если в некоторых весьма редких случаях эти указания могут быть необходимы, тогда над условным обозначением шва, обычно рядом с цифрой, указывающей толщину шва, пишут две буквы: дс - дальняя сторона или бс - ближняя сторона. Ближней стороной конструкции считают ту, которая на рисунке находится ближе к наблюдателю, читающему чертеж. Обычно в любой сварной конструкции преобладают угловые швы какой-либо одной толщины. Толщину этих швов указывают только в примечаниях к чертежу. Такой порядок позволяет освободить чертеж от многих цифр и сделать его более простым. Толщину всех угловых швов, отличную от основных швов, указывают непосредственно на чертеже цифрой, которую располагают над условным обозначением шва. Иногда бывает необходимо указывать не только толщину шва, но и его длину. В таком случае рядом с цифрой, показывающей толщину шва, через тире пишут длину шва. Если швы прерывистые, то рядом с толщиной шва дробью указывают: в числителе - длину участков швов, а в знаменателе - расстояние между участками шва. Способ выполнения швов (вручную, полуавтоматически в среде СО2 и т. п.), а также сварочные материалы (тип электродов, марки проволоки и флюса) указывают в примечаниях на рабочих чертежах и на схемах. На основных проекциях каждую точку контактной точечной сварки изображают крестиком. Рядом с крестиком указывают диаметр точки и через тире -, расстояние между точками. При большом числе точек в соединении на чертеже изображают несколько точек в начале и в конце соединения и, кроме того, дают размерную линию, на которой указывают расстояние между точками и расстояния пХа. Если точка попадает в разрез, то ее изображают короткими черточками на линии соприкосновения деталей (перпендикулярно к ней) на участке расположения точки. В конструкциях одного здания или сооружения в целях удобства их изготовления стараются применять отверстия, а также болты или заклепки какого-либо одного диаметра. В этом случае их диаметры указывают только ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТАЛИРОВОЧНЫХ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Рабочие деталировочные чертежи стальных строительных конструкций значительно отличаются от чертежей машин и механизмов. При проектировании машин чертежи расчленяют на три группы - общие виды, узлы и чертежи отдельных деталей. Можно считать, что общим видам машин в рабочем проекте металлических конструкций соответствуют монтажные схемы. Вместо чертежей узлов машин и чертежей отдельных деталей в проекте КМД выполняют один вид чертежей - рабочие деталировочные чертежи, которые в силу своих комплексных функций являются весьма сложными и имеют особенности, о которых сказано ниже. На рабочем чертеже вычерчивают основной вид для каждой отправочной марки, а также необходимое число дополнительных видов и разрезов. Число дополнительных видов и разрезов должно быть таким, чтобы по данному чертежу можно было изготовить все сборочные марки, а также собрать конструкцию и заварить ее швы. Обычно кроме основного вида бывает необходимо вычертить виды сверху, снизу, справа и слева, а также дать несколько разрезов. На основном виде конструкция должна быть изображена в том положении, в котором она будет находиться в здании или сооружении . Например, основным видом стропильной фермы является ее проекция на вертикальную плоскость. Колонны желательно располагать на чертежах вертикально. Для высоких колонн допускают "исключение. Если при принятых масштабах колонна не помещается по высоте чертежа, то ее можно вычертить горизонтально, размещая башмак в левой части чертежа. Основным видом для колонны является ее вид, изображаемый на поперечном разрезе здания. Дополнительные виды располагают так: Вид сверху - над основным видом, вид сни зу - под основным видом, вид справа - справа от основного вида и вид слева - слева от него. В этом случае, необходимо на основной проекции показывать стрелкой сторону, с которой дан вид, а на виде делать соответствующую надпись. Если на основной проекции какой-либо пояс конструкции располагается не горизонтально, то вид на этот пояс вычерчивают параллельно наклонному поясу, а выносные линии направляют к этому поясу под углом 90°. Все линии разрезов наносят только на основных видах конструкций, направляя стрелки на концах линий разрезов либо справа налево, либо сверху вниз (для стоек и колонн, вычерчиваемых вертикально). Разрезы нумеруют порядковыми цифрами. Разворот разрезов на чертеже допускается только вокруг оси, параллельной линии разреза на основной проекции. Размещать разрезы на чертеже следует слеванаправо в том же порядке, в каком линии разрезов нанесены на основной проекции. При вычерчивании видов и разрезов сплошными линиями показывают видимые контуры конструкции и ее отдельные детали; пунктирными - контуры невидимых деталей, непосредственно примыкающих к видимым. Детали, расположенные за видимыми деталями, но непосредственно к ним не прилегающие, на проекциях не показывают. На рабочих чертежах кроме проекций и разрезов располагают ряд таблиц и примечаний. Для всех таблиц и примечаний отводят полосу шириной 170 мм, примыкающую к правой линии рамки чертежа. На этой полосе вверху располагают спецификацию металла, под ней примечания, еще ниже таблицу отправочных марок. В нижнем правом углу чертежа размещают штамп. В особых случаях при разработке чертежей ферм большого пролета и высоких колонн разрешается располагать проекции конструкций по всей длине чертежа, помещая при этом спецификацию металла в нижней части чертежа, слева от штампа. Для каждого вида конструкций указано несколько масштабов. Обычно крупный масштаб выбирают для конструкций, имеющих меньшие геометрические размеры, и наоборот. Для конструкций со сложными деталями и узлами следует принимать более крупный масштаб. Размеры на чертежах должны быть проставлены в определенном порядке. Если размеры проставлены полно и правильно, изучение чертежа не потребует много времени, а конструкция будет изготовлена быстро и без ошибок. На рабочем чертеже должны быть размеры четырех видов: увязочные, для изготовления отдельных деталей конструкции, для ее сборки и, наконец, для приемки готовых конструкций работниками отдела технического контроля завода. В число увязочных размеров входят размеры и отметки, сооружении, а также размеры, определяющие примыкания одних элементов к другим. Размеры деталей служат для изготовления шаблонов деталей, наметки и разметки на металле, а также для настройки станков перед обработкой деталей. Размеры для сборки показывают взаимное расположение деталей в конструкции. К размерам для приемки конструкций относятся генеральные размеры конструкции - длина, высота, а также размеры, определяющие правильное примыкание конструкций друг к другу на монтаже. Некоторые размеры одновременно выполняют ряд функций, например служат для изготовления деталей, для сборки и т. п. Все детали и сами конструкции фактически выполняют с некоторыми отклонениями размеров от проектных. Допускаемые отклонения указаны в СНиП 3.03.01-87. Если в числе размеров для приемки есть особо важные, а допускаемые отклонения этих размеров соответствуют указаниям СНиП, то данные размеры на чертеже заключают в прямоугольную рамку. Если допускаемые отклонения данного размера отличаются от требований СНиП, эти отклонения указывают справа от размера и вместе с размером заключают в прямоугольную рамку. Если в цепочке размеров следует большое число одинаковых размеров (шаги отверстий или болтов), их можно записать более коротко, например: 62X80 = 4960. Здесь первая цифра (62) - число одинаковых размеров, вторая цифра (80) - повторяющийся размер в мм, а третья - общий размер. Выносные линии в данном случае наносят только в конце и в начале данной цепочки. Общие длины отдельных деталей на чертеже обычно не проставляют, а указывают только в спецификации металла. На чертеже должны быть только строго необходимые размеры, например для установки при сборке уголка раскоса фермы достаточно указать один размер - от геометрической оси фермы до обушка уголка (дать риску). Размер от оси до пера уголка будет в данном случае излишним. Некоторые размеры не ставят вообще, так как они ясны сборщикам. Например, прокладки в стержнях решетки ферм ставят по длине стержня так, чтобы расстояния между ними, а также междуними и узловыми фасонками были примерно равны (с допускаемым отклонением ±20 мм). Поперек стержня эти детали ставят так, чтобы они выступали с обеих сторон уголка поровну. Цепочки размеров должны отстоять от рисунка не менее чем на 8- 10 мм. Расстояние между цепочками б-7 мм. Цепочки с мелкими размерами располагают ближе к контуру конструкции, чем цепочки с большими размерами. При определении размеров разверток вальцованных и гнутых деталей следует иметь в виду следующее: 1) при вальцовке листов сохраняется без укорочения или удлинения срединная плоскость листа, т. е. плоскость, проходящая через нейтральную ось сечения листа. Лист деформируется на всех его участках равномерно. Таким образом, все расстояния, размеченные на поверхности листа до его вальцовки, сохраняются на средней плоскости; Уголки, 6алки, швеллеры гнутся либо в кузнице в горячем состоянии, либо на кулачковых прессах в холодном состоянии. После гибки сохраняется общая длина детали по нейтральной оси профилей. Разметку таких деталей и образование в них отверстий следует выполнять их гибки так как деформация металла может быть неравномерной по длине детали. Расстояния, одинаковые до гибки, могут стать после гибки разными. Отправочные марки обозначают (маркируют) на чертежах и схемах буквой и цифрой, например Ф5. Буква обычно соответствует начальной букве названия элемента (К - колонны, Ф - фермы); цифра показывает порядковый номер элемента среди элементов одного названия. Марку элемента пишут на чертеже над его основным видом крупными буквами и цифрами ('высотой 8-10 мм) с тем, чтобы при большом числе отправочных марок на чертеже можно было легко найти нужную марку. Иногда для маркирования элементов конструкций применяют индивидуальную и фиксирующую маркировки. Индивидуальную маркировку применяют для конструкций, проходящих на заводе общую сборку, например для части поясов кожуха воздухонагревателя в зоне изменения его диаметра. На этом участке кожуха один из поясов конический. Точное изготовление его отдельных элементов затруднительно. Для подгонки элементов этого пояса друг к другу, а также этого пояса в целом к соседним поясам все три пояса собирают вместе. Во время общей сборки подгоняют стыки и устанавливают сборочные детали и фиксирующие уголки. Хорошее совпадение стыков поясов на монтаже возможно лишь © том случае, если пояса соберут строго в том же порядке, в котором они были собраны на заводе в процессе общей сборки. Перестановка элементов, одинаковых до общей сборки, недопустима, поэтому применяют индивидуальную маркировку элементов, а именно - к обычной маркировке добавляют порядковый номер или букву. Например: восьмой пояс кожуха воздухонагревателя состоит из одного элемента Л11 и пяти элементов Л12. После общей сборки элементы Л12 перестают быть взаимозаменяемыми, они должны быть поставлены каждый на свое место, поэтому они получили индивидуальную маркировку: Л12А; Л12Б; Л12В; Л12Г и Л12Д. Эта индивидуальная маркировка должна быть приведена как на монтажных схемах, так и в таблицах монтажных элементов на схемах и в списках отправочных марок. На рабочем чертеже индивидуальную маркировку не указывают, лишь в примечаниях пишут, какие отправочные марки должны пройти общую сборку. Фиксирующую маркировку применяют в двух случаях: когда элемент необходимо установить в строгой увязке с определенным технологическим оборудованием или когда по общему виду элемента сложно определить его правильное положение. К первому случаю применения фиксирующей маркировки следует отнести маркировку части листов кожуха горна доменной печи. Так, на листах во время общей сборки кожуха горна кроме обычной или индивидуальной маркировки необходимо набивать керном вертикальную линию, соответствующую оси и стороне наклонного моста, и сопровождать ее надписью на нижнем листе «ось и сторона наклонного моста». Для четкости ось и надпись обводят белой масляной краской. Ко второму случаю применения фиксирующей маркировки можно отнести маркировку элементов многоэтажного здания. У колонн этих зданий, например внешне очень похожи консоли для опирания балок, подходящих к ней; на самом деле они часто отличаются друг от друга размерами деталей и расположением отверстий. У балок междуэтажных перекрытий внешне мало отличаются опорные части. В этом и в подобных случаях обычную маркировку на заводе наносят на элементы в заранее предусмотренных местах конструкций, например так, чтобы при правильной установке элементов на монтаже марки элементов были обращены к наблюдателю. Такой порядок маркировки оговаривают на рабочих чертежах и монтажных схемах. Сборочные марки (детали) маркируют цифрами. На чертеже цифры заключают в кружок диаметром 6-7 мм. От кружка к детали идет линия со стрелкой на конце. Сборочные марки, являющиеся зеркальным изображением друг друга, маркируют одной цифрой, но они получают дополнительный индекс «т» или «н», например 21т и 21н («так» и «наоборот»). На рабочем чертеже размещают несколько таблиц: спецификацию металла, таблицу отправочных марок и примечания. В строке «Спецификация металла» указывают марку стали, из которой должны быть изготовлены конструкции. Если часть сборочных марок изготовляют из другой стали, то об этом делают пометку в графе «Примечания». Массу отдельных сборочных марок округляют до килограмма. К массе сборочных марок добавляют массу заводских сварных швов. Согласно указаниям СНиП 111-18-75*, массу сварных швов принимают равной 1% массы всех деталей. Массу сварных швов записывают в спецификацию металла отдельной строкой. Общую массу отправочных марок желательно округлять до 5 кг за счет некоторого изменения массы сварных швов. В графе «Примечания» указывают особенности технологии изготовления сборочных марок сокращенно. В таблице отправочных марок указывают число отправочных марок, массу одной марки, массу всех марок одного наименования и массу конструкций, изготовляемых по данному чертежу. В примечаниях « чертежу указывают дополнительные требования к материалу конструкций: толщину основных швов, способ сварки, тип электродов и другие сварочные материалы, диаметры отверстий под болты и заклепки и технологию их образования, размеры обрезов, номера чертежей, приспособлений, необходимых для изготовления конструкций (сверловочные кондукторы, сборочные кондукторы). Отправочные элементы на монтажных схемах изображают схематически линиями или прямоугольниками. Для того чтобы по схеме было ясно, где кончается один отправочный элемент и начинается другой, между линиями или прямоугольниками на чертеже оставляют небольшой зазор (1-2 мм). Монтажные схемы снабжают минимально необходимым числом размеров, отметок, а их ряды и оси обозначают буквами и цифрами. Масштаб монтажных схем и узлов на схемах принимают: для схем - 1 : 200; 1 : 400; 1:500; для узлов - 1:10; 1:20; 1:50. На чертежах монтажных схем или отдельно размещают таблицы отправочных марок и примечания. Таблицу отправочных марок размещают в правой верхней части чертежа, примыкающей непосредственно к рамке чертежа. Примечания помещают под таблицей отправочных марок. В таблице указывают марки отправочных элементов, входящих в схемы, вычерченные на данном чертеже; число этих элементов, их наименование, номер рабочего чертежа, на котором данный элемент представлен; массу одного элемента и общую в килограммах. Заканчивается таблица строкой, в которой указана общая масса конструкций, размещенных на данной схеме. По данным таблицы, на монтаже производят комплектование конструкций и уточняют объемы монтажных работ. В примечаниях указывают способы соединения монтажных элементов друг с другом: на болтах, заклепках или сваркой. В отдельных случаях на монтажных схемах изображают основные монтажные узлы, на которых уточняют места монтажной сварки, толщину и длину сварных швов. В правом нижнем углу монтажной схемы помещают штамп. Форма и размеры штампа v такие же, что и на рабочих чертежах. По каждой монтажной схеме составляют списки монтажных метизов (крепежных изделий), т. е. болтов, гаек и шайб, необходимых для соединения на монтаже друг с другом и с другими элементами всех кон струкций, изображенных на данной схеме. В списке указывают размеры доетизов, их число и массу. Число метизов, а следовательно, и их массу указывают на 5% больше фактической потребности, учитывая возможные потери при монтаже. В примечаниях, располагаемых в нижней части списка, указывают стандарты на метизы и материал, из которого их следует изготовлять. В последней строке списка указывают общую массу метизов по списку. В графе «Примечание» указывают монтажные узлы, для которых предназначены метизы. На основании списков монтажных метизов ведут их изготовление, комплектование по заказам, упаковку, а также отмечают «факт» отгрузки. РАБОТА КОНСТРУКТОРА НАД ЧЕРТЕЖОМ Все законченные чертежи вместе с листами, выполненными в ходе конструирования, передают на проверку. В первую очередь чертеж изучают с точки зрения общего расположения проекций, размеров, таблиц и примечаний. Затем уточняют правильность увязочных и генеральных размеров, правильность применения сечений деталей, размеров швов и способов их выполнения, диаметров болтов и заклепок, а также марок стали деталей и метизов и марок сварочных материалов. На этом же этапе проверяют и текст примечаний. На следующем этапе проверяют узлы и расчеты, выполненные конструктором; затем размеры, необходимые для изготовления деталей, и завершают работу над спецификацией. В завершении проверяются правильность и достаточность размеров для сборки и приемки, таблица отправочных марок и показатели чертежа. В процессе проверки чертежа тщательно проверяют выполнение конструктором всех мероприятий по обеспечению технологичности и положений конструирования и оформления. У каждой проверенной цифры или примечания проверяющий ставит галочку красным карандашом. Если цифра или текст примечания не верны, их не зачеркивают, а обводят красным карандашом и пишут рядом новые. Конструктор проверяет исправления, сделанные проверяющим, и свое согласие с ними отмечает галочкой, наносимой синим карандашом. После согласования всех вопросов между конструктором и проверщиком чертеж направляют на копирование, оформление подписями, на копирование, а затем в производство.